ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МКОУ Саломатинская СШ имени И.Ф.Базарова
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МКОУ Саломатинская СШ имени
И.Ф.Базарова
Протокол № 1 от 27.08.2024 г.
_____________ / С.А.Барышникова /
(наименование общеобразовательной организации)
подпись
Председатель__________ /С.А.Барышникова/
подпись
(наименование общеобразовательной организации)
расшифровка подписи
расшифровка подписи
Приказ № 185 от 27.08.2024 г.
Положение
о реализации программы развития социальной активности
учащихся начальных классов «Орлята России»
в МКОУ Саломатинской СШ имени И.Ф. Базарова
1.
Общие положения
Настоящее положение о реализации программы развития социальной активности учащихся
начальных классов «Орлята России» (далее — Положение) регулирует отношения, возникающие в
процессе сопровождения реализации программы развития социальной активности учащихся
начальных классов МКОУ Саломатинской СШ имени И.Ф. Базарова «Орлята России» (далее —
Программа).
Организатором
Программы является Общероссийская общественно- государственная
детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее — Организатор,
Российское движение школьников). Соорганизатором Программы является федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Орленок»
(далее — ВДЦ «Орленок»).
Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской
Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
2.
Цель и задачи
2.1. Целью Программы является формирование социально-значимых качеств личности
учащихся (активной жизненной позиции), способствующих самореализации в обществе и развитию
социальных возможностей, знаний, ценностных установок.
2.2.
Задачи Программы:
приобретение обучающимися первичных социальных знаний об устройстве мира и общества,
понимания социальной реальности и повседневной жизни;
формирование позитивных отношений учащихся к базовым ценностям общества;
воспитание патриотического отношения к Отечеству и малой Родине;
получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, формирование
элементарных социальных умений и навыков;
создание условий для формирования позитивных детско-взрослых отношений и
межвозрастных конструкций, укрепления внутрисемейных отношений;
получение обучающимися опыта конструктивной коммуникации и командной работы,
развитие чувства долга и личной ответственности за общее дело.
2.3. Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике,
связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой
деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так
и в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение
социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции
воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята
России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим
поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира. В данном
разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенных в Программе.
2.4. Главным принципом участия в Программе должно стать - всё делать вместе, сообща и
делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное приключение!
3.
Категории участников программы
Участники программы:
- учащиеся 1 - 4 классов МКОУ Саломатинской СШ имени И.Ф. Базарова (далее — учащиеся
начальной школы) с согласия родителей/законных представителей;
- учащиеся средних и старших классов МКОУ Саломатинской СШ имени И.Ф. Базарова
(далее — наставника);
- родители/законные представители учащихся начальной школы;
- специалисты в области воспитания/педагоги МКОУ Саломатинской СШ имени И.Ф.
Базарова (далее — педагоги).
3.1. Наставники привлекаются к участию в мероприятиях Программы, а также для оказания
помощи учащимся начальной школы при выполнении индивидуальных и групповых заданий.
Кандидатуры наставников отбираются по усмотрению педагога из числа учащихся данной школы.
3.2. Родители/законные представители привлекаются к участию в мероприятиях Программы в
целях укрепления семейных детско-взрослых отношений.
3.3. Характер и объем участия наставников и родителей/законных представителей
определяется педагогом исходя из сценария проведения конкретного мероприятия программы. Для
привлечения наставников и родителей/законных представителей к участию в мероприятиях
Программы педагог заблаговременно согласовывает с данными участниками дату и время их участия
в соответствующих мероприятиях, а также предоставляет необходимую информацию о мероприятии
и роли участников в сценарии проведения мероприятия.
4.
Основные принципы и направления деятельности программы «Орлята России»
Основными принципами деятельности являются:
- принцип добровольности
- принцип взаимодействия
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей
- принцип самостоятельности
- принцип ответственности
- принцип равноправия и сотрудничества
Основные направления деятельности:
- интеллектуальное;
- патриотическое;
- спортивное;
- творческое;
- нравственное (участие в различных значимых мероприятиях города и области, саморазвитие);
- экологическое.
Формы и методы работы выбираются согласно возрастным особенностям участников
программы.
5.
Содержание, сроки реализации и этапы Программы
5.1. Программа проводится в период с 01 сентября по 26 мая текущего года и состоит из семи
треков, реализуемых в соответствии со следующим графиком:
№ Название трека
Направление развития
1 «Орленок-Эрудит»
Развитие интеллектуального потенциала
2 « Орленок-Хранитель » Патриотическое воспитание, любовь и уважение к своему
региону
3 «Орленок-Мастер»
Развитие творческих способностей
4 «Орленок-Лидер»
Формирование лидерских качеств и уровня социализации
Период
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
5 «Орленок-Спортсмен» Пропаганда спортивного и здорового образа жизни
Февраля
6 «Орленок-Доброволец» Привитие культуры волонтерства и добровольчества
7 «Орленок-Эколог»
Формирование экологического мышления
Март
Апрель
5.2. Треки Программы реализуются педагогами последовательно, с предоставлением отчета по
подготовке и проведению итогового коллективного творческого дела.
5.3. Программа содержит рекомендуемую методику проведения занятий. При реализации
Программы педагог вправе изменять и заменять сценарии и содержание занятий, а также
использовать педагогические приемы и методы, отличные от рекомендованных. При этом изменять
установленные в Программе цели и задачи не допускается.
5.4. Программа реализуется как компонент внеурочной деятельности обучающихся.
6.
Итоги реализации Программы
По окончании реализации каждого трека педагоги готовят отчет КТД по форме указанной в
этом треке.